Внимание! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer (), который небезопасен и больше не поддерживается Microsoft. Большинство сайтов отображаются некорректно. Пожалуйста, обновите браузер на любой другой, более современный, например: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.

Подростковый шопоголизм. Чем он опасен?

18 Авг 2020

Да, мы все покупаем продукты, вещи, технику. Многие из нас понимают, что покупают продукты, чтобы не умереть от голода. Многие покупают вещи, чтобы зимой и летом чувствовать себя комфортно и защищёно. Кто-то потому, что вырос из старой одежды или та уже настолько пришла в негодность, что просто слёзы наворачиваются. С техникой та же история. Да, многие из нас понимают, что вот это вот сейчас нам ну очень нужно на самом деле и понимают, для чего. А вот шопоголики, или онеоманы, этого, к сожалению, не понимают. Хотя, есть одна их разновидность, с которой не всё так однозначно. Но обо всём по порядку.

Говорим о шопоголиках. Не только о них, но в том числе и о шопоголиках-подростках. Юноши и девушки, как ни прискорбно, тоже становятся «жертвами рекламы» об успешной и счастливой жизни. Общество потребления пришло и в наши дома.

Вообще, термин «онеомания» появился ещё в конце девятнадцатого века. Уже тогда народ скупал и тратил, тратил и скупал и не мог это контролировать. Тут и кроется основной признак шопоголизма – неконтролируемая потребность в совершении покупок и трат. Управлять этим шопоголики просто не в состоянии. По сути, онеомания – это такое же личностное расстройство (зависимость), как наркомания, алкоголизм, никотиновая зависимость и пр. Шопингом зависимые хотят компенсировать или заместить то, чего им на самом деле не хватает. Это всегда история про внутриличностные проблемы, комплексы, незакрытые гештальты из детства (в том числе и детско-родительские отношения), низкую самооценку, потребность в принятии и признании. Добавлю, что критичным стремление покупать и тратить становится, когда кроме шопинга теряют эффект все остальные способы порадовать себя или выйти из депрессии. К слову, в эту депрессию может ввести и сам шопоголизм.

А теперь про его разновидности.

Спонтанные шопоголики – это ребята, которые точно знают, что пришли или только ещё идут в магазин «за хлебушком». Уже на месте у них, как правило, разбегаются глаза, а руки тянутся за парой-тройкой десятков ненужного, чего даже не планировалось. «Хлебушек» превращается в огромную тележку со всевозможным невозможным, а, главное, НЕНУЖНЫМ. Это важно подчеркивать каждый раз, пока до шопоголика не дойдёт.

Осознанные шопоголики – это те, кто знает, зачем и почему им сейчас позарез нужен шопинг. А нужен он им для того, чтобы повысить настроение, пообщаться с друзьями, хорошо провести время. Под всё это дело уделяется определенный бюджет, обговариваются место, время и пр. В этом случае процесс приобретения тоже перестаёт контролироваться, но шопоголикам хотя бы весело. В эту же группу можно отнести тех, кто совершает покупки только определённых брендов. Все дружно вспоминаем «яблочников» и оголтелые километровые очереди в магазины «Apple» накануне начала продаж очередной новинки. Это действительно похоже на сумасшествие. Сезонное и коллективное.

Бесконтрольные, или компульсивные, шопоголики – это ребята, которые совершают страшное. Они покупают бессмысленно, неосознанно, не разбирая дороги, а иногда даже реальности. Что-то вроде «зашёл в магазин, а дальше темнота и короткие гудки от сознания». Такой шопоголик часто просто не помнит, что он делал, что покупал. Память возвращается обычно после оплаты покупки, а в голове вопрос: «Зачем я всё это купил?!» Это ребята, дома у которых склады с приобретёнными и никогда не используемыми вещами, много кредитов и кредитных карт, займы по родным и друзьям, разрушенные отношения почти со всеми и постоянные скандалы из-за «где деньги, Зин?».

Да, это один из самых тяжелых случаев шопоголизма, когда нужно говорить уже о серьёзном лечении. Такие люди способны потратить свою зарплату на покупки в день её получения, брать под свои «нужды» кредиты и, естественно, их не отдавать. У них уже сформирована стойкая зависимость. Без этого процесса развивается подавленное депрессивное состояние, чувство тревоги, напряжение, чувство вины. В самом же процессе зависимый, как и все зависимые, демонстрирует лихорадочное оживление, возбуждение, настроение приподнято, глаза горят, руки дрожат и т.д. Такое часто можно видеть у «предвкушающих» наркоманов или алкоголиков. Вызывает эти ощущения не столько результат – приобретённая вещь, сколько сам процесс приобретения – поход в магазин, момент поиска и выбора, общение с продавцами, примерки, осуществление покупки. Как правило, после оплаты настроение ещё некоторое время остается хорошим, а потом — «привет, чувство вины»! и так по кругу.

Интересно, что шопоголизм – это история не только про девочек, но и про мальчиков. Процентное соотношение примерно одинаковое. Женщины «шопоголят» обычно по поводу внешности – одежда, косметика, парфюм, украшения, обувь и пр. Мужчины же по поводу каких-то статусных вещей или тех, что демонстрировали бы их «продвинутость» в той или иной сфере: часы, машины, все для спорта, цифровые технологии.

Основными причинами возникновения потребности покупать является, как правило, низкая самооценка и неразвитая личностная сфера. За счёт приобретения дорогих и красивых вещей, статусных предметов зависимый хочет доказать себе и миру, что он тоже такой же классный, «может себе это позволить», успешный и привлекательный, как и те, кто ходит в подобные магазины или рекламирует эту продукцию. Самоотношение меняется не за счёт развития своих внутренних качеств и реальных достижений, а совсем наоборот, – за счёт внешних атрибутов и введения себя в заблуждение. Многие шопоголики получают самое большое удовольствие, выходя в брендовой одежде из примерочной и получая море комплиментов от продавцов-консультантов, от общения с ними. Налицо недостаток внимания, поддержки и любви.

А теперь про подростков.

Всё вышесказанное имеет отношение и к подросткам. Но есть одно «но». Мотивы хаотичного приобретательства могут отличаться. Подростки больше подвержены влиянию рекламы, критическое мышление пока не на высоте, внушаемость зашкаливает, на первом месте — соперничество и конкуренция в «крутости» с себе подобными (внешний вид, достаток, сила, внешность, одежда, продвинутые гаджеты и пр.). Это настолько важно, что какие-то негативные оценки со стороны сверстников могут надолго ввергнуть в пучину отчаяния и подавленности. С самооценкой в подростковом возрасте тоже не всё просто. Сомнения по поводу своих личностных качеств – норма для подростков. Они усиленно занимаются самоанализом, разбираются в том, кто они, какие они, для чего они живут. Вот потому-то, если есть стойкая неуверенность в себе, а хочется чувствовать себя «Царём горы», наиболее простой способ – внешняя атрибутика. Легче и быстрее купить какие-то крутые кроссовки, чем заняться саморазвитием. Логика примерно такая – увидят мои кроссовки и будут думать, что я крутой. Но кроссовки – это просто кроссовки и ничего больше. Хоть ты ими обвешайся. Самооценка ненадолго, конечно, но повышается, однако эффект нестабилен. Вот и требуются всё новые и новые подтверждения.

Плюс, причиной шопоголизма может стать установившаяся в семье система детско-родительских взаимоотношений. Например, когда ребёнку плохо, он капризничает или плачет, многие родители «упрощают» себе задачу воспитания и просто предлагают что-то вкусненькое, покупают игрушки или те же вкусняшки. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. И у ребёнка на подкорке закрепляется – когда плохо, помочь может только что-то вкусное или купленное (оно же любовь, поддержка и забота с вниманием). Такой себе суррогат, конечно. По крайней мере, ребёнок именно так начинает воспринимать любовь родителей. А надо бы — через настоящие качественно проведённые минуты или часы общения, слова поддержки, принятие, уважение к интересам и потребностям ребёнка. Вот и выходит, что как только уже выросший ребёнок чувствует себя «не так», ему срочно нужна доза любви, поддержки, принятия и внимания. А дальше по старой схеме – в магазин за «любовью». Бывает так, что при сильном стрессе или каком-то душевном потрясении люди, находясь в нервном ступоре, автоматически раскачиваются, обняв себя руками. Раскачивающийся даже не замечает этого, а всё дело в действиях, которые совершала с малышом каждая мама, когда ребёнок плакал, ему было больно или страшно. Укачивают мамы своих малышей и те успокаиваются. Забытый сознанием, но закреплённый на подкорке механизм совладания со стрессом. Вот так и с покупками.

Остановить развитие шопоголизма можно, но лучше это делать со специалистом. Первое, к чему стоит прийти – это понять, что здесь не просто про интересное времяпровождение. Это проблема и её нужно решить.

Второе – необходимо постараться понять, что таким образом человек хочет компенсировать, чего ему недостает на самом деле. Важно попробовать получить это недостающее другими путями. Очень часто помогают разговоры с друзьями или восстановление доверительного общения с родителями.

Когда мы тянемся за той или иной вещью в магазине, стоит задать себе вопрос и честно на него ответить: «Действительно ли то, что я хочу купить, мне нужно?».

Есть несколько общих рекомендаций по предупреждению приступов шопоголизма:

— Не приходить за покупками в плохом настроении;

— Не приходить в магазин голодными, будь то продуктовый магазин или магазин модной одежды;

— Всегда расплачиваться наличными, чтобы было полное осознание, что отдаются реальные деньги, и мы с ними расстаёмся (теряем). Деньги на карте создают иллюзию их неистощимости, а на кредитной карте, что мы отдаём не свои деньги, а потому, ничего не теряем сами;

— Стоит вести планирование бюджета, подсчёт доходов и расходов за месяц, неделю, день – деньги любят счет. Контроль над своими финансовыми потоками позволяет ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УПРАВЛЯТЬ своей жизнью, а не вводить себя в заблуждение.

Если говорить о детях и подростках, то следует с самого раннего детства обучать их финансовой грамотности. Начинать лет с пяти и так до самого подросткового возраста, ибо подростки слушать Вас уже будут не с такой охотой и преданностью во взоре.

Зависимости возникают обычно у тех, в чьих семьях в своё время не сформировалось хороших доверительных отношений, не было поддержки, доверия, принятия и достаточного количества здоровой любви к ребёнку. Однако, никогда не поздно всё исправить…