Внимание! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer (), который небезопасен и больше не поддерживается Microsoft. Большинство сайтов отображаются некорректно. Пожалуйста, обновите браузер на любой другой, более современный, например: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.

5 основных мифов о подростках

22 Окт 2020

Поговорим об основных родительских убеждениях, о жизни и интересах подростков. И разберемся, верны ли они на самом деле.

Вот уже много-много лет родителей пугают, что подростковый возраст будет проходить для них тяжело и травматично. «Все подростки трудные, невыносимые и не хотят общаться». Это происходит обычно задолго до того, как подростковый возраст действительно наступает.

Родители уже готовы, «вооружены до зубов» и настроены обороняться. Но тут есть и обратная сторона – приготовился и жду именно этого. И оно, логично, наступает именно в таком качестве. Мы сами определяем свою реальность. А ведь всего этого можно избежать. Начинаем избегать.

Миф 1: «Подростковый возраст – это трудно» и «Подростки не хотят общаться».

На самом деле все немного не так, как это может показаться. Мы, родители, с трепетом ждем этого «страшного» возраста. Нас им пугали задолго до начала. В итоге, чего ждем, то и получаем. Реагируем на что-то, уже ожидая ответной агрессии или еще чего-то такого, вот и реакция наша больше защитно-агрессивная.

Если не закручивать гайки и позволить подросткам иметь право выбирать то, что они хотят и что им нравится, то можно пережить все это относительно спокойно и нетравматично. Необходимо дать им право быть теми, кем они хотят. И это нормально, что у подростков может быть плохое настроение, что они не хотят сейчас разговаривать или на что-то реагировать. Каждый человек имеет на это право и это вполне нормальное желание.

Не стоит давить на подростка и стараться заставить его срочно поменять настроение, веселиться или перестать переживать. Есть миллиарды причин так себя чувствовать – не нравится отражение в зеркале, острый период влюблённости, резкие перепады настроения из-за того, что гормоны «скакнули» и т.д.

Не стоит сразу бросаться «спасать» и «допрашивать». Дайте в этом побыть и дайте понять, что если что, Вы всегда рядом и готовы поговорить. Но это только при условии, что подросток сам того захочет.

Именно со стремления откорректировать настроение или поведение подростка и начинается его отдаление от родных взрослых.

Родителям не нравятся реакции подростков. Они начинают думать, что теряют контроль над ситуацией, что дети их не слушаются.

Нужно просто быть готовыми к тому, что плохое настроение – это нормально, что подростки сами не понимают, что с ними происходит, что в этот период они стараются в себе разобраться. Не удивляйтесь почти ничему. Если опять плохое настроение – пусть. Просто отпустить, самостоятельно увеличить дистанцию (шага на два) и «не доставать».

Можно гарантировать, что при учете всего этого подростковый возраст пройдет с наименьшими потерями.

Миф о том, что подростки не хотят общаться со своими родителями, тоже немного откорректируем. В принципе, как такового, общения между детьми и родителями нет. Иными словами, это общение в повседневной жизни сводится к следующему: «Ты уроки сделал? Ты покушал? Ты убрался? Посуду за собой помыл? Когда придешь? Ты не то одеваешь! Не выпендривайся! Молчи, я лучше знаю!». Это не совсем общение– это, скорее, допрос с пристрастием или чек-лист.

В такой манере разговаривать на стороне «обвиняемого» вряд ли захочется. А приговор всегда не в твою пользу – проверено. И, логично, что такого общения очень хочется избежать, ведь ты всегда виноват и находишься в заведомо проигрышном, подчиняемом, положении. В подростковый период очень хочется свободы и независимости именно от этого, а родители не успокаиваются.

Если Вы хотите, чтобы подросток не избегал общения с вами, придется менять стиль общения. Говорите с подростком на темы, которые ему интересны. Возможно, Вам придется начать интересоваться тем, что важно Вашему ребенку и действительно этот предмет изучить. Да, Вам могут не нравиться те сферы интересов, которые захватили подростка. Но для восстановления нормального качества общения  нужно научиться в них разбираться. Тем самым, Вы не только станете человеком, с которым можно что-то обсудить, но и человеком, с которым можно чем-то поделиться и не встретить «ты сам виноват» и «я же тебе говорила».

Миф 2: «Подростки зависимы от социальных сетей».

Подростки действительно увлеченно сидят в социальных сетях, но это закономерное явление, связанное с развитием культуры и общества в целом. Просто это время, когда в мире главенствуют соцсети. Было бы в тренде что-нибудь другое, подростки были бы там. Это просто дань времени и тому, что вот сейчас так выглядит общение.

Подростки современнее, чем мы с вами и быстрее адаптируются ко всему новому. Другое дело, что сверх меры они могут находиться в соцсетях потому, что других альтернатив или их очень мало. И тут вопрос, насколько это для подростков полезно и сколько времени это занимает. Например, тренировка отнимет от соцсетей немного, живое общение с друзьями сделает то же самое, занятие с репетитором или музыка займут еще какое-то время. И так до тех пор, пока время в соцсетях не сократится до приемлемого.

Для того чтобы сфер интересов было достаточно, необходимо их «закладывать». Разговаривайте с ребенком, заинтересовывайте. Если с вами интереснее, чем в соцсетях, то на них он будет отвлекаться реже.

Кстати, в подростковом возрасте пример какого-нибудь «прикольного» образца для подражания (старшего брата или сестры, руководителя кружка или секции, творческой группы товарищей) может дать весомую связку увлечений. Подростков вдохновляют личности, то, какие перед ними люди со всеми их человеческими качествами.

Играйте со своими детьми в нарды, шахматы, настольные игры – в те игры, где есть эмоциональный отклик, интерес и соревновательные элементы. Это тоже провоцирует ребенка на увеличение интереса и желание научиться и разобраться. Потом посмотрите, что из этого получится.

Миф 3: «Все современные подростки эгоисты».

Друзья, мы воспитывались родителями, которые всю жизнь прожили в СССР. В ту эпоху думать о себе было плохо и «не по-товарищески». Страна стремилась к коммунизму и светлому будущему. Человек не был индивидуальностью – он был частью коллектива: «сначала думай о других, а о себе старайся не думать».

И наши родители нам прививали эти ценности. Понимались они по-разному и часто искаженно.

Сейчас же мы отрицаем право на здравый человеческий эгоизм. А ведь он – о целеустремленности, понимании, чего хочется, упорстве и инициативности.

Современные подростки выросли в стране, где изменилась основная идея, где отношения и общение между людьми поменялись. Мировая экономика и рынок труда требуют от «новеньких» совсем других качеств.

Мир изменился и современные подростки – уже дети не нашего времени. Они быстрее, активнее, почти ничего не боятся.

Потому: во-первых, не все современные подростки эгоисты. И так не было никогда. Если мы говорим об эгоизме в плохом смысле слова.

Во-вторых, подростки сейчас имеют смелость сказать нам, чего они для себя хотят, а чего не хотят. И если мы их слышим, то сделано уже полдела. Мы не про эгоизм – мы про смелость отстаивать то, что важно, нужно и выбрано самостоятельно.

В-третьих, «махровый эгоизм» про то, что кроме своих интересов ничьи не учитываются. Точнее, требования «эгоиста» запредельны и никак не соотносятся с реальностью (семья, друзья, школа, отношения с окружающими).

Но если подросток отказывается делать то, что входит в его домашние обязанности, тут уж правда на стороне родителей. Помним, что никто, подчеркиваю – никто, не должен делать за подростка его домашние дела. И это правило. Кстати, оно из тех, которые должны устанавливаться в семье. И они неоспоримы для каждого ее члена. Пример: если посуда на ответственности подростка, то пока он ее не помоет, она так и будет грудой лежать в раковине. И так до тех пор, пока в доме не останется ни одной чистой тарелки. Главное, держаться до последнего. Иначе подросток просто привыкнет к тому, что он может этого не делать и все будет нормально. Стоит чаще напоминать, что у него есть эти обязанности и только он за них отвечает. Хвалить за выполнение не стоит – он же не хвалит Вас за то, что Вы каждый день ходите на работу или готовите ужин. Можно поблагодарить, что разделил с остальными заботу о доме, но не хвалить.

Миф 4: «Подростки ленивые».

Ленивость ребенка напрямую зависит от культуры семьи. Это приобретаемое качество. Ребенок не рождается уже ленивым.

Представьте, что на заре человечества какое-нибудь поколение людей родилось ленивым. Им было лень учиться ходить, лень учиться разводить костер и утеплять пещеру, лень охотиться или рожать детей. Представили? Если бы так произошло, человечество просто не выжило бы.

Современные дети с малых лет любознательны, активны, им до всего есть дело, им все интересно и надо потрогать. Это маленькие «электровеники». Без такой активности их развитие точно задержалось бы – как физическое, так и умственное. Так откуда же берется лень?

Тут два направления:

  1. Гиперзаботливая семья (родители, бабушки с дедушками).
  2. Система образования (устаревающая).

В первом случае – это родители, которые с самого начала потакают малышу во всем. Готовы его развлекать в любой момент. Ребенок не успевает чего-то захотеть, как у него уже все есть. На что ни покажет, все уже пододвинуто и названо. Мотивация чего-то хотеть или стремиться пропадает. Зачем то, что не пригождается. Так в нужное время важный навык не сформирован. Ребенок не умеет сам себе ставить задачи, чем-то интересоваться и ему невообразимо скучно. И это становится нормой.

Во втором случае срабатывает система образования. Воспитатели детского сада, учителя, многие преподаватели в кружках работают по устаревшим стандартам. Те стандарты не рассчитаны на современных детей из поколения «Z». У наших детей совсем другая скорость всего. Сейчас вообще идет бум на гиперактивных детей. Этот диагноз почти норма.

С недавнего времени систему образования начинают корректировать, но до успеха пока далеко. Да и не все школы могут себе такое позволить.

А дело в том, что на многих занятиях ребенку скучно. Он «утухает». Мозгу не дается ничего интересного. Получается, что ребенок проводит годы становления и взросления в атмосфере, когда ему смертельно скучно и скучно постоянно. Так формируется привычка не быть чем-то занятым. Эта привычка у нас и называется ленью.

Когда ребенка с такой привычкой просят что-то сделать, он воспринимает просьбу как из ряда вон. Стресс.

Есть смысл задуматься, подростки ленивы или же вся их предыдущая жизнь сформировала проблему. Родительский страх лишний раз уберечь малыша от «перетруда», не нагрузить задачей. Скучные или нудные нотации, неадаптированные образовательные программы тоже сделают свое дело.

Миф 5: «Современные подростки не хотят учиться».

Во все времена были те, кому нравилось и не нравилось учиться. Современная жизнь – не исключение. Кому-то учеба дается легче, кому-то тяжелее. Мое глубокое убеждение, что любой ребенок может достичь достаточно приличного уровня в чем бы то ни было, но только при одном условии – если ему это интересно.

Эта проблема напрямую связана с содержанием предыдущего мифа. Давайте задумаемся, насколько интересно образование в современных школах. Вспомните свои школьные годы и те предметы, которые вам больше всего нравились. В школе любовь к предмету возникает благодаря личности учителя. В первую очередь, учителя должны быть интересными людьми, уметь влюбить учеников в свой предмет, благодаря креативности подачи и неравнодушному отношению к ученикам и к предмету. Если учитель сам увлечен, то он сможет заразить этим и детей.

А что происходит сейчас? Подготовка учителей нового поколения только началась, а пока…

При очень живом уме и высокой скорости обработки информации детям сейчас старая система не подходит. Она направлена на старательных, зубрящих, но не быстро думающих и не на социально-активных. Таким ребятам часто делают замечания, им становится совершенно неинтересно.

Как можно с этим справиться? Побольше сами занимайтесь со своими детьми. При подготовке к предмету одного источника информации недостаточно – нужно давать задания по поиску информации из 5-6-7 источников, вместе анализировать и обсуждать. Делать какие-то выводы и проверять достоверность через поиски по еще нескольким источникам.

Это про то, что Вы точно должны научить своих детей думать. И дайте им возможность и право не хотеть находиться там, где они не хотят. Скорее всего, Вам тоже хочется уйти из места, где невыносимо скучно и нечего делать. Дети такие же.

Скорее всего, копаясь в большом количестве новой информации, ребенок заинтересуется предметом и захочет прокопать вглубь. Потом еще за что-нибудь зацепится и так начнется новый познавательный этап. Главное – начать!

Помните, что современные подростки не так страшны, как нам о них рассказывали. Они действительно современнее нас, быстрее соображают и адаптируются к новому, а мы немного отстаем от них, но признавать это тяжело.

А сейчас мы переходим от мифов к самой настоящей подростковой реальности».